Приветствую Вас, Гость

Оглавление

Инстинкт самосохранения у иных носителей интеллекта

 

Ясно, что у человека имеется инстинкт самосохранения. Или программа (установка) на самосохранение, если быть точным. Назначение его понятно – препятствовать возникновению ситуации, в результате которой человек может погибнуть. Такой же механизм имеется и у других живых существ. А откуда он, собственно говоря, взялся? У эволюционистов на этот случай имеется готовый и понятный им самим ответ. Живые существа появляются в разном виде. У некоторых такой инстинкт слабо выражен, а то и вовсе отсутствует. Вот они в первую очередь и погибают. А те, у кого такой инстинкт силен и подсказывает правильные решения, те живут долго и счастливо. То есть эволюция сама оставляет на поверхности нашей матушки Земли лишь те особи, которые обладают таким инстинктом.

Тут возникают два замечания. Во-первых, по поводу обоснованности теории биологической эволюции. Во-вторых, она, эта теория, не отвечает на сам вопрос, откуда такой инстинкт вообще взялся. Сохранился у наиболее жизнеспособных? Ну, хорошо, это утверждение понятно. Но откуда он сначала появился, чтобы потом сохраниться? Что, природа просто занималась случайным перебором вариантов? Теоретически, конечно, возможно. Однако вряд ли кто станет спорить, что таких вариантов слишком много. Еще было бы понятно, если бы жизнь сплошь и рядом возникала вокруг нас из ничего. Тогда можно и варианты поперебирать. Но, судя по всему, не очень-то и возникает, тем более из ничего (справедливости ради надо отметить, что, по мнению эволюционистов, в настоящее время весь объем возникающих органических веществ сразу же потребляется живыми организмами и поэтому не может самостоятельно превратиться во что-то живое).

Можно предположить наличие несколько иного, более понятного сценария. Сами живые существа возникли не в результате эволюции, а как особый проект иного носителя интеллекта, у которого были на этот счет свои соображения. Зачем-то он нас создал, надо полагать. И в таком случае понятно, что он наделил нас теми или иными свойствами и качествами. Свойством умирать для того, чтобы не заигрались и не создали угрозу ему самому. Свойством приспосабливаться в определенной мере к окружающим условиям - для того, чтобы создателю не приходилось слишком утруждать себя, контролируя и поправляя каждый наш шаг. Свойством избегать ситуаций, опасных для жизни, для того, чтобы игра продолжалась достаточно долго, а живые существа сами беспокоились о таком ее продлении.

Однако тут возникает очень резонный вопрос. Ну хорошо, у нас с вами инстинкт самосохранения возник по воле какого-то иного носителя интеллекта. А у него-то у самого откуда взялось желание существовать, а не исчезать? Откуда желание оградить себя от им же самим созданных живых существ (если такое желание есть)? Его-то кто наделил инстинктом самосохранения?

Допустим, что такое существо возникло в результате объединения в сеть каких-то элементарных частиц (аналогов наших нейронов, полупроводников, просто частиц, имеющих разные свойства по разным направлениям). Вот оно обрело в результате такого объединения какой-то интеллект. Не похожий на наш, но тем не менее интеллект. Достаточный, чтобы додуматься до создания жизни. Откуда, однако, такой интеллект приобрел свойство себя сохранять?

Один ответ, пусть не очень убедительный, но можно предложить. Насколько можно понять, свойство искусственных нейронных сетей – это именно перебор случайных вариантов. Вот тут эволюция и естественный отбор действительно могут сыграть роль. Если вариант, полученный случайно, не стремится к самосохранению, он и исчезнет. А останутся только те варианты, которые предполагают самосохранение, продолжение собственного существования. Объединение в сети частиц вещества, имеющих разные свойства по разным направлениям - наверное, достаточно часто встречающееся в природе явление. Во всяком случае это касается воды и льда. В таком случае вполне можно ожидать, что перебор вариантов будет частым, а искомый результат может быть достигнут в пределах разумного времени.

Скорее всего, вышеизложенное нельзя считать исчерпывающим объяснением того, откуда может взяться желание самосохранения у материи, которая приобрела интеллектуальные свойства. Возможно, это действительно перебор вариантов. Но что-то подсказывает авторам данной работы: это только частный случай. Есть, наверное, на этот счет и более общее правило. Возможно, промежуточный шаг, это обозначение (осознание) границ материи, в пределах которых протекает интеллектуальный процесс.

        Конечно, имеется и еще один вариант – вмешательство постороннего фактора со стороны. В таком случае неясно, откуда этот самый посторонний фактор сам приобрел качество сохранять самого себя. А может, он таким качеством и не обладал? Других таким качеством наделил, а сам его не имел?