если сочтет, что мы
делаем что-то не то, что-то такое, что, например, создает угрозу общему
жизненному пространству. Глобальное потепление – это в конечном итоге значительный
рост уровня Мирового океана, да и иные разрушительные последствия.
Обратимся еще раз к
тексту Библии. Из него следует, что мотивом потопа было не только
«развращение», но и то, что «мысли и помышления сердца их были зло во всякое
время». Это интересная причина, давайте разберемся с ней повнимательней. Зло и
добро – относительные понятия. Они не существуют сами по себе и применительно к
любому предмету. Это субъективное отношение человека к тем или иным событиям, в
том числе и собственным поступкам. Конечно, «зло» – это многозначный термин. Мы
легко говорим: «Творить зло». То есть совершать плохие поступки. Однако если
быть точным, добро и зло – это скорее оценка таких событий. Если они
способствуют самосохранению человека, то это добро. А если не способствуют, и
более того, вредят, то это уже зло. Злой поступок в таком понимании – это
действия, направленные против попыток иного субъекта самосохраниться.
Все-таки вряд ли было
бы правильно понимать слово «зло» в описываемом контексте как действия людей,
направленные на разрушение собственной линии на самосохранение. Тут и не за что
карать людей, пытаться их уничтожить. Они в таком случае и сами себя уничтожат.
Нет, тут явно в термин «зло» было вложено иное содержание. Обратим внимание на
то, что ограничение возраста людей произошло из-за того, что они пренебрегали
Богом («не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками»). Так, может быть,
когда в тексте речь идет о зле, имеется в виду не зло, совершавшееся между
людьми, а зло, направленное против самого Бога? Такой вывод выглядит намного
более логичным. То есть Бог решил уничтожить людей не за то, что они жили не
так, как следует, а за то, что они своим образом жизни, умышленно или нет, но
стали создавать угрозу ему самому.
Интересны и мотивы,
по которым Бог выбрал Ноя. Тот был «непорочным». Однако имел трех сыновей. Но откуда
в таком случае взялись эти самые сыновья? Наверное, тут в тексте в слово
«порочный» вкладывается иной смысл, нежели «развратный» или в каком-то еще
смысле совершающий сексуальные действия. Вряд ли мы ошибемся, если предположим,
что непорочность в таком контексте означала отношение Ноя к самому Богу. Ной,
надо полагать, по оценке Бога, меньше, чем другие люди, создавал ему угрозу или
был намерен совершать действия, способные такую угрозу создать. То есть был
более близок к тому идеалу, к которому Бог стремился в образе Адама. Чтобы
свобода воли была, но не беспредельная и не направленная против Бога.
Однако, что же это за
такие действия, которые так беспокоили Бога? Нежелание слушать его указания?
Да, наверное, в первую очередь именно это. Слишком быстрое размножение? Может
быть, и это тоже. «И воззрел [Господь] Бог на землю, и вот, она растленна, ибо
всякая плоть извратила путь свой на земле». Кстати говоря, было принято решение
уничтожить не только человека, но и животных. Однако ясно, что уж они-то ни в
каком виде не могли «слушаться» или «не слушаться» Бога. Или замысливать зло.
Они могли только размножаться, да еще поедать друг друга и растения. Вот и все,
на что они были способны. Выходит, больше не за что было их наказывать.
Вообще, судя по Книге
Бытия, тема численности людей была довольно небезразлична Богу. Этот вопрос
возникает не только тогда, когда принимаются какие-то меры против человека.
Когда Бог намерен сделать какое-то благо, поощрить кого-то, он нередко говорит
о численности потомков. Он обещает Аврааму, что потомков у него будет, сколько
звезд на небе (Быт. 15:5). Еще раз он говорит Аврааму: «умножу семя твое, как
звезды небесные и как песок на берегу моря» (Быт. 22:17). Примерно то же самое
он еще раз говорит Аврааму позже: «умножу потомство твое, как звезды небесные» (Быт.
26:4). Иакову же было сказано так: «и будет потомство твое, как песок земной»
(Быт. 28:14).
Кстати, потоп – это
не единственный случай, когда Бог пытался противодействовать развитию
возможностей человека, вероятно, считая это опасным для себя. Вспомним и сюжет
с Вавилонской башней. Как известно, люди вознамерились построить город и башню
«высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде, нежели рассеемся по лицу всей земли».
(Быт. 11:4). Бог же в результате смешал их языки и рассеял по всей Земле. Вроде
бы на поверхности лежит следующее назидание: не старайся быть подобным Богу, а
то будешь наказан. Кроме того, этот сюжет как бы объясняет, откуда взялись на
Земле различные языки. Можно также усмотреть и то, что невозможность общаться
на одном языке будет помехой в любом крупном начинании, где участвует много
людей.
Однако весь этот
эпизод можно истолковать и иным образом. Надеюсь, читатель не осудит нас за настойчивые
попытки толкования Библии. Для начала отметим, что люди были намерены построить
город и башню лишь для того, чтобы «сделать себе имя». То есть прославить себя,
обозначить себя особым образом. И только. Хотя башня «до небес» может
предполагать вызов Богу, ведь тот жил на небесах. Или познание новых законов
окружающего мира. После завершения строительства люди и сами собирались
разойтись по всей Земле. Бог лишил их единого языка. В результате лишь город и
башня были недостроены, а планы по поводу повсеместного расселения оказались
все равно реализованы.
Итак, отсутствие
единого языка. В этой связи возникает вопрос: вообще, почему люди говорят между
собой на одном языке? Это происходит тогда, когда они имеют соответствующую
потребность. Например, активно между собой торгуют, имеют общие культурные
традиции и обряды. В конце концов, заняты в совместном строительстве. Все это,
как правило, происходит, когда значительная группа людей объединена по
определенному принципу. Например, объединена в одно государство. Короче, речь
идет об организованном человеческом сообществе. Единый язык означает, что
большое количество людей существует в организованной форме.
Организованная форма
– это больше, чем просто много людей. Тут все очевидно. Грамотная организация,
в том числе в рамках государства, дает большие дополнительные преимущества. Так,
может быть, богов озаботила не высота Вавилонской башни, а именно это –
повышение организации человеческого сообщества, его выход на новый уровень
возможностей по познанию и использованию окружающего мира? Сначала Бог счел,
что людей стало слишком много, и он устроил потоп. Это не помогло. Более того,
люди настолько организовались, что оказались способны начать достаточно крупное
строительство. И это опять вызвало беспокойство на небе. Формально речь идет о
попытке стать равными богам. То есть, надо понимать, о попытке приобрести новые
возможности.
В каноническом
переводе все это звучит следующим образом: "Сойдем же и смешаем там язык
их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей
земле, и они перестали строить город и башню. Посему дано ему имя Вавилон; ибо
там смешал Господь язык всей земли" (Быт. 11:7-9). Насколько можно судить по
тексту, обеспокоенность вызвало даже не строительство башни, а целого города. И
Бог сначала смешал языки, а потом люди рассеялись по всей Земле.
Может быть, имела
место и иная последовательность событий. Бог что-то такое сделал, чтобы люди
утратили общий интерес. Разрушил стройку, внес сумятицу в единую структуру государства,
создал между людьми конфликт на какой-то почве. И вот когда интерес был
утрачен, когда людей перестало объединять общее дело или общие правила, вот
тогда они и разошлись по всей Земле. В результате же их языки стали меняться и
перестали быть единым языком. Насколько можно судить по современной истории,
сначала люди в силу каких-то причин перестают активно общаться (расселяются в
разные регионы, вступают в продолжительный межэтнический конфликт, делятся на
разные государства) и уже в силу этого начинают постепенно говорить на все
более отличающихся наречиях.
Могла ли все-таки
послужить причиной высота башни? Совсем недалеко существовали египетские
пирамиды. Они намного выше предполагаемого размера Вавилонской башни (до ста
метров). Однако ни в каких религиозных текстах они не вызывали у богов какого-либо
неприятия. Другое дело, что в Вавилоне башня должна была быть «высотой до
небес».
Как всегда, у шумеров
тоже присутствует эпизод со строительством башни, которая называлась Эшагил. И
тоже это строительство рассматривалось как вызов богам. В эпосе американских
индейцев также фигурирует высокая башня из глины, которая была разрушена
богами, а люди разбросаны по разным уголкам Земли.
Так, может быть, не все конфликты между людьми возникают в силу только
наших собственных поступков? Может быть, такие конфликты – это одно из орудий в
руках посторонних сил, не позволяющих человечеству прогрессировать слишком
быстро? Впрочем, не будем настаивать на такой версии. Понятно, что это довольно
смелое предположение. Тем более, что желание совершенствовать оружие (то есть
орудие борьбы в случае конфликта) является, как известно, мощнейшей движущей
силой прогресса, как это ни печально. Кроме того, люди и сами хороши. И
способны без всякой посторонней помощи создать любую предельно неприятную
конфликтную ситуацию.…