Приветствую Вас, Гость
« Предыдущая часть
…ти. Во всяком случае, его не удалось воспроизвести в лаборатории. Более того, не удалось добиться и того, чтобы из одного биологического вида получался другой, да еще и более сложный. То есть кошка из собаки пока никак не получается. И это сильный аргумент против «бульона», учитывая технологическую оснащенность современных ученых. Если уж и они не смогли, что уж тогда говорить про то, что все получилось «само»?

Однако точно так же очевидно, что жизнь на Земле существует, причем в значительном разнообразии. Возникает законный вопрос: «Откуда?» Если не «само», значит есть еще какой-то не учтенный нами фактор, который и участвовал в возникновении жизни и в обеспечении ее многообразия. За счет конструирования генов? В таком случае, как мы уже выше отмечали, из простой человеческой логики следует, что если есть генная инженерия, то должен существовать и «инженер».

Ясно также, что нигде во Вселенной мы пока не наблюдаем никаких других цивилизаций, подобных нашей. Вообще никаких других носителей интеллекта, кроме созданных самим же человеком машин. Однако то, что не наблюдаем, не значит, что их нет, в том числе и достаточно близко к нам. То есть рядом могут существовать и указанные «инженеры».

Скорее всего, можно также более или менее уверенно предположить, что мы пока не наблюдаем никаких явлений, похожих на эволюцию живых существ. Более того, как раз наоборот, наблюдаем уменьшение разнообразия видов таких существ. Кроме того, похоже, что имеющиеся виды не становятся качественно лучше. В лучшем случае они остаются в неизменном виде, а то и просто деградируют.

Если все так, то должен существовать механизм пополнения жизненного разнообразия. Скорее всего, в виде насаждения новых видов, имеющих иные качественные характеристики. Но как это происходит? Или могло бы происходить?

А как бы мы сами поступали, если перед нами встала такая задача? Селекция? Но она, судя по всему, не ведет к возникновению новых видов. Более того, скорее всего, вызывает ухудшение качества объекта экспериментов. Тогда как?

На ум идет все та же уже многократно упомянутая генная инженерия. Взять живое существо, выделить у него структуру. Рассчитать, что именно надо изменить, чтобы возникло новое качество. Потом осуществить эти изменения. И вырастить существо либо в пробирке, либо обеспечить его вынашивание другим животным. Что-то подобное можно сделать и в отношении растений. Создать при этом достаточное количество особей, чтобы они могли дать жизнеспособное потомство. Например, десять, двадцать, сто особей. Но не сто тысяч. Мы только что высказывали все эти соображения в предыдущем разделе данной книги.

Если уж наш с вами создатель (если таковой существует) пошел так далеко, что изготовил человека, то почему он, собственно говоря, должен на этом остановиться? Потому, что мы сами считаем себя единственными в своем роде, совершенно неповторимыми и предельно совершенными? Если он полагает, что наша жизнь интересна и полезна, то почему бы не попытаться изготовить создание, которое способно создать еще более вычурную и сложную цивилизацию? Или создание, которое поступает более предсказуемо, не пускается в сомнительные эксперименты, например, с ядерным или бактериологическим оружием. Если следовать этой логике, то создатель на определенном этапе обязательно именно так и поступит.

Похоже, он уже не раз насаждал новые виды живых существ, предварительно расчищая жизненное пространство. Или оно само расчищалось в результате глобальных катастроф. Каждый раз при этом этот неведомый создатель, видимо, экспериментировал, добавляя создаваемым существам дополнительные качества к тем, которые уже сложились у заменяемых видов. А человек, надо полагать, – это всего лишь очередное животное. И не надо приписывать себе особые божественные качества. До сих пор всякого животного этот гипотетический создатель пытался воспроизвести в более совершенной и адаптированной форме. Очень может быть, что недолго и нам с вами осталось ждать.

Кстати, насколько можно понять, зеленые человечки или что-то еще, похожее на человека, нередко возникали в ситуациях, когда у похищенных людей что-то откуда-то вытаскивали с помощью неприятных манипуляций. Если брали образцы генетического материала, то почему обязательно должны были их консервировать? Наверное, можно было попытаться их сразу пересадить новым образцам живых существ, которые могут либо сами прийти на нашу смену, либо хотя бы выносить эту смену. Очень даже может быть, что именно так дело и обстоит. Мы-то обычно предполагаем, что это к нам в гости залетели инопланетные космонавты, которые и являются главными действующими лицами и которые нас зачем-то похищают. А на самом деле это могут быть просто особи, которым пересаживают наши с вами генетические признаки, но уже доработанные. Или ждущие доработки.

Может, именно поэтому эти пресловутые зеленые человечки и имеют определенное с нами сходство? Вот и получится, что вскоре у человечества действительно состоится долгожданный контакт с иным разумом. Только может случиться, что в такой форме, которой мы с вами не очень обрадуемся.

Справедливости ради следует отметить, что не так мало уфологов предполагает примерно то же самое. Что все эти похищения людей, в том числе ротационные (абдукция), есть не что иное, как попытки взять образцы генетического материала. Другое дело, зачем это нужно. Для пополнения общего банка генетической информации, для обогащения генетических вариантов других цивилизаций? Или просто для контроля за нами, чтобы вовремя принять нужное генетическое решение?

 

Странное поведение

 

Итак, что же мы на самом деле видим, когда говорим про НЛО? Частично это либо природные явления, либо неправильно истолкованные и понятые результаты деятельности самого человека (запуски ракет, зондов, полеты новых моделей самолетов и т.д.) Но не исключено, что все-таки существуют и события, которые не вписываются в эти два объяснения. Может случиться, что какая-то небольшая доля всех этих НЛО и похожих на них феноменов – это все-таки внешние проявления деятельности каких-то неведомых нам сил, которые обладают интеллектом. Например, часть НЛО, особенно небольших размеров, могут быть механизмами для наблюдения за событиями, происходящими на Земле. Это могут быть зонды, транспортные корабли с миниатюрными роботами и т.д. Назначение таких аппаратов понятно, они не будут вступать с нами в контакт и, наоборот, будут, скорее всего, избегать контакта.

Еще одна категория летательных или иных транспортных аппаратов может быть предназначена уже не просто для наблюдения, а для каких-то непосредственных манипуляций – взятия образцов генетического материала, пересадки живым существам каких-то новых клеток, эмбрионов. То есть своеобразные передвижные лаборатории. Это тоже достаточно понятно, хотя находится в области довольно туманных предположений.

Однако насколько можно понять, есть и еще она категория НЛО. Они встречаются достаточно часто и при этом ведут себя весьма странно. Вроде бы это не проявления природных сил. Они, например, летают рядом с самолетами, более того, совершают рядом с ними достаточно рискованные эволюции. Зависают над местами, где происходят какие-то примечательные события. Или наоборот, приземляются в предельно неинтересных местах, которые вскоре покидают. Гонятся друг за другом. Или летают строем туда и обратно, без какой-либо очевидной цели. Эти НЛО не идут на контакт с человеком. Во всяком случае, на такой контакт, который мы могли бы ожидать от каких-то других существ, подобных человеку. Однако НЛО могут иногда ответить какими-то сигналами на определенные сигналы самолета (мигание бортовыми огнями). То есть, с одной стороны, какой-то контакт вроде бы установлен. А с другой стороны, он слишком примитивный, и дальше этого дело не идет.

Итак, с чем же во всех этих случаях мы имеем дело? Массовые отклонения в психике людей? Иногда и такое может иметь место. Но не похоже, чтобы все можно было свалить на природные явления. На действия роботов-наблюдателей это тоже не очень похоже. Они не вели бы себя слишком активно. Но с другой стороны, какие же это проявления интеллекта? Если это пришельцы из Космоса, то ведут они себя довольно странно, чтобы не сказать – по-дурацки. Не слишком прячутся, но не идут и на контакт с нами. В общем, происходит что-то непонятное.

А может, проблема не в поведении этих самых НЛО, а в нас самих? Не исходим ли мы при оценке их действий из каких-то своих подсознательных установок или констант, которые в итоге мешают правильно понять ситуацию? Действительно, давайте разберемся. Хотя люди до сих пор не смогли поймать в свои сети ни одно НЛО, предполагается, что это сложные аппараты, похожие на самолеты, вертолеты, ракеты и прочие подобные штуки. Разве не так? Но если так, то мы с вами, скорее всего, подсознательно также предполагаем, что такими аппаратами могут пользоваться либо гуманоиды, подобные нам по умственному развитию, либо какие-то роботы.

А может быть, и не гуманоиды, и не роботы? Действительно, на поступки каких существ похожи все эти странные эволюции НЛО? Вроде какой-то интеллект за всем этим стоит. Но, с другой стороны, какой-то он нелогичный, чтобы не сказать недостаточный, а то и дефектный. На что это похоже из нашей собственной жизни?

Так может вести себя, например, стая собак. Они то без всякой сложной цели гоняют друг за другом по площадке перед нашим домом. Но могут перестать гоняться и вдруг соберутся в стаю и опять-таки без внешней значимой цели вдруг побегут куда-то строем. А если увидят, что где-то происходит что-то непонятное, то остановятся, присядут на хвост и будут долго молчаливо изучать обстановку. Могут нас облаять, побежать на нас, чтобы испугать. А иногда могут и покусать, хотя это не слишком частый случай.

Можно и еще один пример привести. В целом так же ведет себя и группа детей, например, на велосипедах. То они вместе куда-то покатят строем, то остановятся у песочницы. Начнут друг за другом гоняться. Или вдруг ни с того ни с сего бросятся вслед за проезжающей рядом машиной.

Понятное дело, что, хотя и дети обладают каким-то интеллектом, и даже собаки, но ни перед теми, ни перед другими не стоит задача вступать в контакты с какими-то еще носителями разума. Они, конечно, могут поймать муху или лягушку, посадить их в банку. Могут покормить кошку (дети) или облаять ее (собаки). Но на контакт в нашем понимании это никак не тянет. Да и зачем им этот контакт? Особенно с теми, кто стоит ниже на интеллектуальной лестнице?

Согласитесь, наличие у «тарелок» лишь собачьего или детского интеллекта объясняло бы их странное поведение. Но что за собаки или дети на летающих тарелках? С другой стороны, согласитесь, это только для нас с вами наличие сложного устройства является признаком человеческого интеллекта. Это в нашем обществе изготовить самолет и прокатиться на нем могут только люди, причем взрослые. Но сложность устройства – это довольно-таки относительное понятие. Для нас с вами и самолет, и НЛО – это сложные устройства. А для кого-то они могут быть довольно простыми. Например, обезьяна несомненно может пользоваться палкой, чтобы достать банан, а с помощью камня расколет орех. И не только обезьяна. Это для нас с вами палка и камень кажутся слишком простыми устройствами. Но для улитки или жука и такое использование подручных средств будет казаться проявлением немыслимого интеллекта. А ребенок запросто пользуется велосипедом, самокатом, мобильным телефоном и компьютером. То есть довольно сложными устройствами.

Короче, тут все относительно. То, что для нас кажется проявлением очень высокого интеллекта, для других существ может быть очень даже обыденным использованием простых по их меркам предметов. Давайте представим себе высокоразвитую цивилизацию. Там носителями интеллекта могут быть никакие не гуманоиды. А, например, какой-то объем воды, какие-то кристаллы или еще что-то такое же довольно экзотическое. Для нас экзотическое. Одновременно в рамках этой цивилизации могут существовать и иные носители интеллекта, существа попроще. Как у нас киты, собаки, обезьяны, попугаи. Те же дети. С одной стороны, у них, конечно, есть интеллект и разум. С другой стороны, они не очень-то и стремятся к каким-то особым контактам с другими носителями интеллекта. Они могут рассматривать людей, например, как пищу. Или как источник неприятностей. Их можно обойти стороной. Можно повилять хвостом. А можно и облаять или обругать. И то, и другое – проявления детского или собачьего интеллекта.

В другой цивилизации могут быть такие же прототипы собак, обезьян, попугаев и китов, как и у нас. Они имеют какой-то интеллект. Но используют его в ограниченных целях. В любом случае не для налаживания контактов с человечеством и передачи высоких технологий.

Более того, а почему мы решили, что НЛО – это аппарат, а носитель интеллекта существует отдельно от него? Это совсем не очевидно. Может быть, такой аппарат сам и является носителем интеллекта. Может быть, это и есть тот самый «кит», «попугай» или «собака» из иной цивилизации? А его интеллект содержится в самой кристаллической структуре этого самого НЛО. Этакий живой компьютер. Теоретически тут нет ничего невозможного. Формы существования иного интеллекта могут быть самыми разными.

Не исключено, что такие «дети», «обезьяны» или «собаки» могут по нашим меркам очень даже преуспеть в технической области. Может быть, для них создать и использовать «тарелку» так же просто, как для нашей обезьяны с помощью палки достать банан. Создать «тарелку» могут, а пойти с нами на контакт не хотят. Если они сами такие высокоразвитые, то кажемся ли мы им достаточно высокоинтеллектуальными? Это совсем не очевидно. Впрочем, рассмотрим вопрос о таких контактах в одном из последующих разделов этой книги. А пока же можем констатировать, что не исключено, что мы на самом деле выглядим как муравьи, которые возомнили, что они и есть вершина интеллекта, поскольку построили муравейник. И вот эти самые муравьи никак не возьмут в толк, почему соседские собаки не желают вступать с ними в контакт для обмена интеллектуальным опытом.

 

Формы контакта

 

Человек нередко обращается к Богу (или к иному существу, в зависимости от убеждений соответствующей личности) в форме молитвы или просьбы, изложенной в иной форме. Это может быть пожелание, не адресованное прямо Богу, но предполагающее вмешательство высшей силы. Что-то вроде загаданного желания. Могут, наверное, существовать и иные формы. Однако это всего лишь просьбы и мольбы. А можем мы претендовать на вступление в контакт с нашим предполагаемым создателем на равных, как с подобным себе существом?

Рассматривая этот вопрос, постараемся не поддаваться предубеждениям. Кто знает, может быть, не так мало людей уже вступало в такой контакт. Другое дело, что мы с вами об этом не знаем. Или не поверили тем, кто ссылался на факт такого контакта. Отметим лишь, что верующие нередко ссылаются на факты так называемого видения. Во сне или в полусне, а иногда наяву они видят Бога в какой-то форме, как правило, в виде человека. Который им что-то сообщает, каким-то образом наставляет, что-то объясняет. Материалисты и атеисты подвергают такие факты сомнению, ссылаясь обычно на особенности человеческой психики. Может быть, они и правы, по крайней мере в значительной части подобных случаев.

А может быть, все-таки контакт иногда имеет место в такой форме? Почему бы и нет? Если иная субстанция – носитель интеллекта предполагает, что передача какой-то информации может побудить того или иного человека совершить определенные действия, то почему бы и не прибегнуть к такому способу взаимодействия? То есть если цель оправдывает средства.

Однако мы не можем забывать о том, что наше положение в мироздании, скорее всего, коренным образом отличается от положения предполагаемой интеллектуальной субстанции. Дело в том, что мы с ней находимся априори не на равных. Предположительно, она нас создала, а не мы ее. И создала, надо полагать, в определенных целях. Все, что противоречит этим целям, может оказаться для нее неприемлемым. А равенство, в том числе в общении, предполагает, что человек может претендовать на свободу цели своего существования. То есть нам изначально определили какую-то цель нашего существования. А мы, вступая в контакт на равных, прямо или косвенно, но можем претендовать, что у нас собственная цель нашего существования, а не предопределенная кем бы то ни было (или чем бы то ни было).

Авторы так подробно рассматривают этот вопрос, так как предполагают, что в силу изложенных обстоятельств подобная гипотетическая субстанция может избегать форм контакта, противоречащих сути ее отношения к нам. Поясним это на следующем довольно циничном примере. Мы с вами можем ставить опыты. В том числе и над кроликами. И вот мы начинаем разводить таких подопытных кроликов. Создаем им условия для жизни и размножения. А они смотрят на нас своими красными глазками и явно хотят с нами пообщаться. Отчего же мы со своей стороны не склонны с этими кроликами беседовать? Причин тому несколько. У нас с вами есть определенный круг интересов. Ясно, что кролики не сообщат нам ничего нового ни по поводу цен на кроличье мясо на рынке, ни по поводу взаимоотношений с местной властью или с нашей женой. У них совершенно иные интересы. Более того, можно достаточно уверенно предположить, о чем именно нас попросили бы кролики, если бы они могли разговаривать на нашем языке. Можно не сомневаться, что в первую очередь они попросили бы не использовать их шкурки для изготовления шапок, а их мясо для приготовления рагу. Потом они попросили бы открыть клетки и выпустить их на волю, а также обеспечить едой в изобилии. В конце концов они бы еще попросили, чтобы мы обеспечили им вечную жизнь без смерти и страданий. Скорее всего, именно так и строился бы наш с ними диалог. Может быть, кроли пожелали бы также получить доступ к некоторым нашим достижениям науки и техники. Например, захотели бы иметь ружья и динамит, а также современные средства транспорта и строительства.

Зачем вообще разводить кроликов, если в результате они обратятся с подобными просьбами? Ведь либо придется потесниться на жизненном пространстве и удовлетворить по крайнем мере часть их желаний. Либо совершить неприятный для себя поступок, отказав им в их мольбах и продолжать сдирать с них шкурки и зажаривать их мясо.

Вряд ли по большому счету наше с вами положение относительно иной интеллектуальной субстанции сильно отличается от этих кроликов. Нас тоже создали (если создали) для каких-то целей. При этом особо позаботились, чтобы мы были смертными. То есть чтобы не покушались слишком активно на чужое жизненное пространство. Если речь идет об использовании нас не в качестве мяса для еды, а в качестве источника духовной пищи, то тут можно не претендовать на то, чтобы от этой обязанности нас кто-то освобождал. Если он хочет за нами наблюдать и использовать результаты этого наблюдения для самосовершенствования, то это, скорее всего, никак нас не ущемляет.[134] Пусть использует. А вот по поводу бессмертия, тут запросто могут быть проблемы. Бессмертие означает форму бесконечного интеллектуального совершенствования и постепенный захват все новых жизненных пространств. Конечно, человечество и так в какой-то мере добивается этих целей. Полученные знания теперь не всегда утрачиваются со смертью соответствующего индивида. Они в определенной форме фиксируются и могут быть использованы его потомками. А жизненное пространство нами и так захватывается, тут смерть также не служит надежным ограничителем. Однако все это означает только то, что мы в своем развитии можем на определенном этапе превратиться в угрозу самому Богу (или чему-то еще). Но это не означает, что он должен сам, своими руками поощрять наши действия в этом направлении.

К тому же не очень понятно, к кому именно мы должны обращаться. Кролики в клетках наверняка знают, кто именно является Богом. Тот, кто может открыть клетку, и кто дает им корм. А если они живут на воле и добывают еду самостоятельно? Как определить, какой именно из окружающих их предметов может повлиять на их судьбу? К кому именно обращаться? С позиции кролика вряд ли можно провести принципиальную разницу между коровой, человеком и деревом на опушке. Предмет обращения – это явно проблема.

Позволим себе усилить сравнение. Муравьи тоже обладают каким-то интеллектом. К тому же это коллективные существа, они ведут определенную общественную жизнь. В чем-то у них имеются общие с человеком черты и интересы. Отчего же мы не вступаем в контакт с муравьями? Да все по той же причине. Ясно, что они попросят не разорять муравейники, не загрязнять окружающую среду. Да мы и без их просьб сами можем определиться по этим вопросам. А больше контакты с этими насекомыми нам с вами ничего не дадут.

Вообще, это принципиальная проблема для контакта существ с разным интеллектом. Тот, кто менее развит, очень даже хочет вступить в контакт со своим более развитым собратом. Потому что такой контакт принесет ему различные преимущества. И наоборот, высокоинтеллектуальное существо будет избегать такого контакта. Ему от подобных связей нет никакой пользы, а только головная боль.

Да что далеко ходить! Давайте посмотрим на наши собственные взаимоотношения в рамках человеческого общества. Уж тут мы все приблизительно равны. Но вот именно, что приблизительно. А на самом деле существует интеллектуальная разница между различными особями. И существует различный круг интересов для разных человеческих кланов и каст. И мы очень даже часто не желаем поддерживать отношения с тем или иным человеком потому, что он глупее нас и ничего нам не может умного сказать. Или потому, что его интересы не совпадают с нашими. Он будет нам рассказывать, что теперь на помойку мало выбрасывают съедобных вещей или что не разрешают ночевать на вокзалах. А мы в это время пишем диссертацию и устраиваем сына в институт. Какие уж тут общие интересы.

Кстати, возвращаясь к муравьям, им еще труднее определить, кто на самом деле из окружающих предметов является для них Богом. Мы для них ничем не лучше, чем иные живые существа, которые походя, между делом могут наступить на муравейник. Для того чтобы оценить нас и выделить из всех остальных предметов, муравьи сначала должны дорасти до нашего уровня интеллекта и с его высоты оценить наши поступки. Но в таком случае им и в контакт с нами не очень-то будет нужно вступать, если они и без нас сами станут достаточно умными.

В общем, если исходить из подобных логических рассуждений, то понятно, почему носители более высокоразвитого интеллекта, если они существуют, избегают прямого и недвусмысленного контакта с нами. Не могут же они руководствоваться побуждением вступить в такой контакт "просто так". Мотив явно должен быть, а рациональный мотив в нашей ситуации - против подобных панибратских связей.

Тут кто-то может возразить, что, может быть, Бог уже пытался вступать с нами в подобные контакты, действуя в обличии тех или иных людей. Мы же знаем из религиозных книг о появлении тех или иных пророков или вовсе воплощений Бога на Земле. Моисей активно общался с Богом на горе Синай. Вот вам и попытка вступить с нами в контакт. Причем понятно, что такой контакт возможен скорее в том случае, если наш оппонент будет на нас с вами похож. Вот он и принимает человеческое обличье. При этом общается на темы, представляющие для него интерес. А интересно ему, насколько можно предположить, сформировать тут общество, живущее по определенным правилам.

Теоретически нельзя, конечно, исключить контакт человека с иной, необычной для него субстанцией. На ум опять идут «Солярис» Станислава Лема, «лучистое человечество» Циолковского или «ноосфера» Вернадского. Может быть, и в подобной форме возможны контакты. Но что мы о них достоверно знаем? Ясно, что на человека, рассказывающего подобные истории, мы будем смотреть по крайней мере критически, в первую очередь оценивая его психическое здоровье.

Если уж мы так настойчиво ищем (или ждем) контакта с иными цивилизациями и при этом подспудно желаем, чтобы наши визави были хоть в чем-то похожи на нас, наверное, было бы оправданно исходить из следующего. Мы возникли не сами по себе, а созданы иным разумом. Иным, нежели человеческий. Поэтому мы с вами довольно искусственная форма существования интеллекта, созданная сугубо для определенных целей и с определенными возможностями. Шанс, что еще кто-то где-то когда-то создаст именно такую форму разума, ничтожен. Давайте скажем себе это честно. Можно, конечно, дожидаться появления существ, похожих именно на нас, а не на что-то другое, но, скорее всего, придется долго ждать. В такой ситуации можно было поступить иначе. Мы уже приступили к основам генной инженерии. Наверное, не за горами день, когда мы, подобно Богу, сможем самостоятельно конструировать создания, способные обладать интеллектом. Можно, конечно, наделить интеллектом вычислительные машины, которые уже созданы. Но они не очень похожи на нас. А если есть желание вступить в контакт именно с людьми, то проще не дожидаться их в предполагаемом месте приземления чужой тарелки, а просто создать их самим. И наделить таким интеллектом, который нас устроит. Чтобы и общаться было интересно. И созданные нашими руками существа не оказались бы слишком умными и не попытались использовать нас в форме пищи. Только захотим ли мы так поступить? Что-то не верится. Вот если прилетят, тогда другое дело, тогда уж некуда будет деваться.

 

Поиск других цивилизаций

 

Поиском других цивилизаций занимаются достаточно серьезные люди и на это тратятся не такие уж и маленькие деньги. Специалисты анализируют сигналы, приходящие из космоса, и пытаются определить, не являются ли такие сигналы продуктом деятельности иных цивилизаций. Есть и иные формы поиска контакта с другими цивилизациями. За такими поисками стоит предположение, что если уж мы с вами появились на свет, то и в другой части Вселенной тоже возможно такое же. В таком случае возможен контакт с нашими собратьями по разуму.[135]

Не будем отрицать очевидное. Если человечество существует, то теоретически возможно, что и на других планетах могут жить существа, похожие на нас. Такое допущение вполне понятно и объяснимо. Весь вопрос, однако, заключается в том, насколько мы возникли сами по себе. Если возникли сами, без помощи иного разума, если мы не является искусственными созданиями, изготовленными так же, как мы сами производим компьютеры, то тогда можно и поискать следы наших собратьев.

Возможен и иной вариант. Какой-то носитель интеллекта сам возник во Вселенной. Однако намного более вероятно, что он возник не в такой форме, в какой существуем мы. Согласитесь, такое допущение тоже имеет право на существование. Если мы созданы таким носителем интеллекта, то и в другой части Вселенной тоже может произойти похожее. Единственно, мы при этом должны понимать, что вероятность изготовления искусственных людей, похожих на нас, в подобной ситуации стремительно близится к нулю. Мы можем в ходе поисков иного разума наткнуться на тысячи иных цивилизаций, но при этом не найдем себе подобных. Нам как авторам данной книги такая вероятность представляется очень возможной.

Все-таки, в подобных наших поисках есть серьезные слабые звенья. Которые изначально делают поиски, мягко говоря, сомнительными. Действительно, а что мы ждем от таких контактов и в каком виде мы их себе представляем? Уже тут, надо полагать, изначально заложены некоторые фундаментально сомнительные предположения и ожидания. Давайте признаемся себе, что речь идет не просто о поиске иного разума. Мы рассчитываем найти цивилизацию, примерно равную нам по развитию. В основе такого предположения лежит то допущение, что мы с вами уже почти достигли вершины всех или почти всех знаний. То есть умнее нас если и могут быть какие-то существа, то этот разрыв в интеллекте будет не слишком большим. Вам не кажется, что это слишком смелое допущение? С чего это мы взяли, что находимся на пике всех знаний, а наш интеллект самый развитый? Объективных причин для таких предположений явно не просматривается.

Да, мы кое-что знаем об окружающем мире. Но не слишком много. Даже про собственную Землю мы знаем только то, до чего добрались. А мы добрались лишь на глубину менее двадцати километров. А что глубже, и вовсе не знаем. Мы побывали на поверхности Луны. Но тоже немного знаем об этом спутнике Земли. На иных планетах мы и вовсе не бывали. Человек расщепил атом, создал ядерную бомбу. Это серьезное достижение. Но вообще-то речь идет о простейших процессах на атомарном уровне. О микромире мы судим по нашим опытам, очень похожими на действия дикарей. Те, исследуя выброшенный морем предмет, например, радиоприемник, колотят его палками, и по результату судят о его качествах. И мы точно так же пытаемся ударить со всей силы по атому, используя возможности ускорителя. И по обломкам судим о микромире и его составляющих. Что, разве не так? У нас даже единой физики нет, которая бы на основе общих правил объясняла окружающий мир. Половину предметов и явлений мы объясняем с точки зрения классической физики, а вторую половину с позиции квантовой механики. Обе эти физики друг другу, мягко говоря, просто противоречат. А вы говорите, что мы – вершина развития разума.

Наверное, многие также подсознательно ожидают, что контакт с иным разумом состоится следующим образом. На Красной площади (вариант – перед Белым домом) приземляется летательный аппарат. Нет, не пилотируемый Рустом, а другой, с иной планеты. Открывается дверь, из нее вылезают существа. Пусть они не будут слишком похожи на нас. Все равно с ними будет можно поговорить. И они вытащат из своей летающей тарелки разные необычные приборы и предметы. А потом объяснят, как они устроены. Если приборы и предметы полезные, то мы узнаем, как их надо изготавливать, и через некоторое время наладим серийное производство. Человечество окунется в эпоху полного благоденствия.

А что, не так, разве, мы представляем этот контакт? Но почему существа из тарелки должны быть более развиты, чем мы? А что, если они будут менее развиты? Тарелка-то, может, и будет летать, а все остальное вдруг окажется менее совершенным, чем у нас? И что тогда? Контакт будет похож на встречу с племенем дикарей, которых мы раньше не смогли обнаружить. Что-то сомнительно, что мы все кинемся в объятия к таким носителям интеллекта. Нет, мы хотим увидеть именно более развитых существ. Может быть, для того, чтобы без труда добраться до научных и технических достижений, которые нам пока недоступны. А если мы встретимся с племенем дикарей, будем мы сами передавать собственные достижения? Ну, радио и кока-колу, это мы передадим, можно не сомневаться. А как насчет огнестрельного оружия? Или расщепляющихся материалов? Похоже, мы их не то что другой цивилизации, даже народам других стран на собственной планете не очень-то хотим передавать. Ой, явно за нашим желанием встретиться с инопланетянами стоит корыстный интерес. Что нехорошо.

Да и вообще, что такое интеллект? Уж не считаем ли мы, что на Земле только мы являемся его носителями, а все остальные живые существа – это всего лишь набор условных и безусловных рефлексов? Наверное, именно так многие и считают. А иначе отчего не желаем вступить в контакт с другими живыми существами? Пчелы, муравьи, обезьяны, гиены, да мало ли еще существ, которые не просто живут, а существуют в форме непростых сообществ. Что-то мы явно не рвемся налаживать с ними контакт. Ясно, почему не рвемся. Да, слишком большой разрыв в интеллекте. Нам заранее известно, что они попросят. Не интересны нам такие контакты, вот и все.

Однако из летающей тарелки тоже могут вылезти не просто братья по разуму, а такие экземпляры, которые умнее нас ровно настолько, насколько мы умнее муравьев. И что тогда будет? Думаю, что они будут относиться к нам именно так, как мы относимся к муравьям. Если не наступим на муравьиную кучу, то полагаем, что и того достаточно, и то слишком жирное одолжение муравьиному племени. Что, мы на такой контакт тоже готовы? Ох, зря мы ищем все эти контакты! Запросто не угадаем и в результате нарвемся на встречу с существами (а скорее с существом), которые не равны нам по разуму. Даже примерно. И тогда будут от такого контакта одни проблемы, а не преимущества.

Опишем вам и еще один вариант встречи с инопланетным разумом. Допустим, что если уж они ухитрились прилететь сюда, то являются более развитой цивилизацией. Может быть, даже намного более развитой. И вот мы стоим перед летающей тарелкой с хлебом и солью. А почему, собственно говоря, именно мы, а не другие носители интеллекта, обитающие на нашей планете? Вы на это возразите, что мы тут самые развитые. Это мы относительно муравьев и термитов более развитые. Но разрыв в интеллекте между инопланетянами и нами может оказаться значительно более существенным, чем между нами и термитами. Необходимо … Продолжение »