Приветствую Вас, Гость

Оглавление

Сопереживание

 

По внешним проявлениям (поведению) другого человека мы способны создать модель его мыслей, чувств, ощущений. То есть создаем в своей голове аналог состояния этого другого человека. Если нам такое состояние понятно, если мы его знаем (горе, радость и т.д.), то при желании мы и у себя воспроизводим результат, подобной комбинации исходных элементов. То есть выделяется определенный гормон или иным образом подается команда центральной нервной системы, что в результате и создает определенное состояние организма, настроение. Иными словами, мы сопереживаем.

Наверное, тут слишком схематично изложена суть сопереживания. Тем не менее ясно, что мы, как и многие другие животные, воспроизводим у себя модели поведения другой особи. Именно на этой основе волки могут поймать оленя. Они создают модель его предполагаемого поведения и находят решение, как с учетом этого поведения схватить дичь. Дети на определенном этапе своего развития начинают строить модели поведения взрослых. Сначала они просто предугадывают чужие будущие действия. Но потом могут даже попытаться ввести в чужую модель поведения ложную информацию, чтобы добиться нужного для себя результата. Например, врут или капризничают.

Построение в своей голове чужих моделей поведения – это крайне обыденное дело. На этом основывается способность живых существ жить в сообществе, а не поодиночке. Если же такая модель касается ситуации, когда у другого человека возникают эмоции, то они, эти эмоции возникают и у лица, моделирующего ситуацию. Если тот хочет сопереживать, он дает добро на аналогичную эмоциональную реакцию. Авторы все-таки не думают, что механизм сопереживания сильно отличается от того, что только что было описано. Но в таком случае "сопереживание" – это ситуация, которая вполне может быть воспроизведена с помощью программных средств. Весь вопрос в наличии у машины способности оценивать состояние другого лица (человека, а может быть, и другой машины). Такая способность означает распознавать элементы образа (в первую очередь это элементы мимики, поведения), а затем и оценивать их. После оценки нужно решать, следует ли "сопереживать" или нет. Тут это слово поставлено в кавычки, так как все-таки речь идет о машине. Даже если она действительно будет сопереживать, все равно это будет нам достаточно непривычно, потому и кавычки.