Приветствую Вас, Гость

НА ГЛАВНУЮ

ОГЛАВЛЕНИЕ

НА ПРЕДЫДУЩУЮ СТРАНИЦУ

Лукин

Казалось бы, как, имея зависимый статус чиновника, пусть даже достаточно высокого уровня, можно было влиять на какие-то вопросы внешней политики? Формально – никак. Тем более что Комитет по международным делам возглавлял, как уже было упомянуто выше, не кто иной, как Владимир Петрович Лукин. Кто-то сгоряча называл его американским агентом влияния. Не будем, однако, тут торопиться со скоропалительными и обидными ярлыками, а попытаемся разобраться подробно и по порядку.

Для начала отметим, что в те времена многие оглядывались на американцев. Похоже, что в тот период в России без их санкции не происходило ни одно назначение на высшие государственные посты. Например, как-то раз мне пришлось наблюдать следующее довольно странное явление. Министром иностранных дел тогда был Примаков. И вот как-то депутаты уломали его зайти в Комитет по международным делам и рассказать о российской внешней политике. Прийти-то Примаков пришел. Но перед своим выступлением выдвинул одно жесткое условие: он будет выступать только в том случае, если ни у кого из депутатов, находящихся в комнате, не будет при себе никаких электронных устройств. Примаков сказал очень жестко: "Никаких!" Ни телефонов, ни пейджеров, ни иной электроники! И никаких вопросов по выступлению, что расскажу, на том и спасибо!

Сами депутаты так себя в Думе, в том числе и на официальных заседаниях, не ограничивали, таскали с собой и телефоны, и пейджеры, и иные устройства. Но если уж сам министр просит, почему бы и не уважить пожилого человека? И вся электронная техника действительно перекочевала ко мне на временное хранение. Я, как, впрочем, и все остальные, при этом полагал, что такие предосторожности были нужны для того, чтобы американцы не смогли проведать о секретных планах, о которых собирался рассказать министр.

А дальше было выступление. И чем дольше говорил Примаков, тем больше я удивлялся. Нет, Евгений Максимович ни о каких секретных планах даже и не думал рассказывать. Просто ни о каких! Все его выступление было одним непрерывным перечислением фактов из уже прошедших периодов истории внешней политики страны. При этом Примаков тщательно подчеркивал свою ключевую роль в тех или иных внешнеполитических делах, когда речь шла о противодействии другим странам.

Зачем тогда Примаков потребовал изъять всю электронику? По какому такому поводу? Какие секреты он пытался скрыть? По логике, он должен был на всех углах трубить о своих достижениях на посту министра. А он вместо этого стремился сделать так, чтобы об этом не узнал никто за пределами Комитета по международным делам. Кстати, кто именно? Кто мог подслушать выступление министра через пейджеры? Очень было похоже, что на самом деле Евгений Максимович изрядно боялся, чтобы американцы не проведали, как он им время от времени тайно вредил (кстати, не очень-то и вредил, судя по его выступлению). Никакое другое объяснение феномену с изъятием пейджеров мне не идет в голову.

Итак, вернемся к Лукину. Биография у Владимира Петровича была довольно примечательная. Для начала он закончил московский пединститут. Трудовую деятельность начал как сотрудник Государственного исторического музея. Потом перебрался в Государственный музей революции СССР. Оттуда – в журнал "Проблемы мира и социализма" и переехал в Чехословакию, в Прагу. Не исключено, что именно там и была заложена основа будущей головокружительной политической карьеры Владимира Петровича. Дело в том, что в 1968 году произошли события, которые получили название "Пражская весна" или "События в Чехословакии". Лукин позволил себе кое-какие вольные оценки, немного расходившиеся с линией КПСС. В результате с журналом пришлось расстаться. Лукин, однако, "приземлился" в Институте США и Канады, где просидел почти двадцать лет, вплоть до 1987 года, и, в конце концов, получил степень доктора исторических наук.

Карьера до этого момента у Владимира Петровича выглядела очень невзрачной, по советским меркам, конечно. Какой-то научный сотрудник в каком-то богом забытом научном институте. Сидел себе, писал статьи, защищал диссертации, однако важные государственные вопросы не решал, все было очень скромно и совсем не статусно. Однако не исключено, что жизнь Владимира Петровича в ИСКАНе протекала уже не сама по себе, а под невидимым покровительством тех, кто его заприметил еще в Праге. Никто этого, понятное дело, утверждать не может, однако имеются некоторые интересные совпадения. Не успел Михаил Сергеевич Горбачев, которого не без оснований считают тайным агентом Запада и коллаборационистом, стать генсеком Коммунистической партии, как и Владимир Петрович совершил необыкновенный по советским меркам карьерный прыжок: из научного сотрудника института враз скакнул на должность аж заместителя начальника Управления анализа и прогноза МИД СССР.

Итак, вернемся к Лукину. Биография у Владимира Петровича была довольно примечательная. Для начала он закончил московский пединститут. Трудовую деятельность начал как сотрудник Государственного исторического музея. Потом перебрался в Государственный музей революции СССР. Оттуда – в журнал "Проблемы мира и социализма" и переехал в Чехословакию, в Прагу. Не исключено, что именно там и была заложена основа будущей головокружительной политической карьеры Владимира Петровича. Дело в том, что в 1968 году произошли события, которые получили название "Пражская весна" или "События в Чехословакии". Лукин позволил себе кое-какие вольные оценки, немного расходившиеся с линией КПСС. В результате с журналом пришлось расстаться. Лукин, однако, "приземлился" в Институте США и Канады, где просидел почти двадцать лет, вплоть до 1987 года, и, в конце концов, получил степень доктора исторических наук.

Карьера до этого момента у Владимира Петровича выглядела очень невзрачной, по советским меркам, конечно. Какой-то научный сотрудник в каком-то богом забытом научном институте. Сидел себе, писал статьи, защищал диссертации, однако важные государственные вопросы не решал, все было очень скромно и совсем не статусно. Однако не исключено, что жизнь Владимира Петровича в ИСКАНе протекала уже не сама по себе, а под невидимым покровительством тех, кто его заприметил еще в Праге. Никто этого, понятное дело, утверждать не может, однако имеются некоторые интересные совпадения. Не успел Михаил Сергеевич Горбачев, которого не без оснований считают тайным агентом Запада и коллаборационистом, стать генсеком Коммунистической партии, как и Владимир Петрович совершил необыкновенный по советским меркам карьерный прыжок: из научного сотрудника института враз скакнул на должность аж заместителя начальника Управления анализа и прогноза МИД СССР.

Поясним для тех, кто не знает систему МИД: в этом самом управлении рядовыми сотрудниками работали только послы или, в крайнем случае, посланники. Послы ведь тоже не все время сидят в своих посольствах за границей, иногда им приходится возвращаться на родину и ожидать очередного назначения. Вот для такой временной пересидки и было создано это управление. Ничего там делать было не надо. Но если уж так неприятно сидеть без дела, то можно было взяться за какой-нибудь вопрос и писать бумажки аналитического характера, которые никому не были нужны.

Однако безделье сотрудников этого управления не меняло их статуса – они все подряд были в ранге послов или посланников. Над этими послами имелись свои начальники, в первую очередь несколько заведующих отделами. А уж ими руководил один из заместителей начальника управления. Этот заместитель был уже приличной величиной по дипломатическим меркам и мог претендовать на должность посла не в мелкой, а в достаточно серьезной стране. Понятно, что подавляющее число карьерных МИДовских дипломатов даже не мечтало дорасти до такого уровня. На пенсию уходили советниками, в крайнем случае, заведующими каким-нибудь отделом.

Вот именно на такую должность и "приземлился" выпускник пединститута и вчерашний простой научный сотрудник Владимир Лукин. При том, что в советские времена в МИД даже на самые низшие рядовые должности крайне неохотно брали людей со стороны. Ведь предполагалось, что в этом министерстве сотрудник должен был не просто просиживать штаны, а что-то там делать, писать, организовывать. А для этого надо было иметь соответствующее образование, глубокие практические знания, опыт работы за рубежом. А человек со стороны, без образования, полученного в МГИМО, без опыта работы в посольстве, конечно же, был для дипломатической службы просто бесполезен. Нужны были годы и много испорченных и разваленных дел, чтобы научиться чему-то путному на своем опыте.

Но вот вопреки всей этой логике Лукина вдруг взяли на одну из высших дипломатических должностей с образованием, полученным в пединституте, а вовсе даже не в МГИМО, без опыта работы в каком-либо посольстве, вообще без какого-либо опыта практической дипломатической работы. Настоящее волшебное превращение Золушки в принцессу.

Но на этом чудеса не закончились. Через пару лет Лукин совершил еще один карьерный прыжок: стал руководителем Группы анализа и прогнозирования Секретариата Верховного Совета СССР. А дальше началась уже собственно политическая карьера: Лукин был избран народным депутатом РСФСР и стал членом Президиума Верховного Совета РСФСР, а заодно и председателем Комитета по международным делам.

Крутая карьера? Позволю себе разъяснить, что значит быть председателем международного комитета в любой стране, а не только в СССР или в России. Депутат в силу своего статуса может без ограничений публично излагать свою точку зрения по любым вопросам. А председатель комитета – тем более. В международном комитете – вопросы тоже международные. И они, как правило, попадают в СМИ и достаточно широко обсуждаются. То есть председатель международного комитета, по сути, может без ограничений критиковать международную политику своего правительства, при этом формально являясь не менее авторитетной персоной, чем министр иностранных дел.

Мало того, в Комитете по международным делам предварительно обсуждаются вопросы ратификации международных договоров. И если такой комитет не рекомендует ратифицировать договор, очень велик шанс, что ратификация провалится. А без международных договоров, грубо говоря, вся внешняя политика сводится лишь к устным заявлениям президента или министра иностранных дел. То есть президент страны без парламента может только устно поговорить на международные темы. А если захочет что-то зафиксировать на бумаге, то должен идти на поклон в парламент, а конкретно – в Комитет по международным делам.

Именно поэтому стать председателем Комитета по международным делам в самых разных странах считают не зазорным бывшие премьер-министры, а то и президенты. А с должности председателя такого комитета можно стать, например вице-президентом США.

Вот именно на такую должность и угодил Владимир Петрович Лукин. Конечно, тогда было смутное время, на вершину политического Олимпа выплывали совсем неожиданные персоны. Но все равно, согласитесь, восхождение Лукина к вершинам власти впечатляло.

На этом карьера Владимира Петровича не завершилась. Он с 1992 по 1994 год был послом в США. Вас ничего в этой сказочной истории не удивляет? Ведь, как известно, в 1991 году Советский Союз распался, к власти пришел Ельцин и вся сопровождавшая его шатия-братия. Пожалуй, не будет большим преувеличением сказать, что в тот момент американцы чувствовали себя в России, как полновластные хозяева. Или не так? Конечно, так! Как вы думаете, кого в такой ситуации они хотели видеть на посту посла России в США: случайного человека или персону, на которую можно было спокойно положиться? Наверное, второе. Могли они повлиять на такое назначение? Ха! Они могли просто выбрать кандидатуру предполагаемого посла, а не то что повлиять!

Побывав в послах, Лукин вернулся в Россию, вновь избрался депутатом и вновь стал председателем Комитета по международным делам, но только уже не в Верховном Совете, а в той самой описываемой здесь "красной" Думе. Казалось бы, что за странная трансформация? Человек отказывается от гарантированного места посла в крупнейшей стране мира и рискует потерять все, если после этого не изберется в парламент. Наверное, тут была какая-то подстраховка? Очень даже может быть, что такая подстраховка имелась, и сейчас мы об этом расскажем поподробнее.

Для начала Лукин вместе с Явлинским и Болдыревым создали свое избирательное объединение, которое по первым буквам их фамилий стало называться "ЯБЛОКО". И финансировалось это самое Объединение "ЯБЛОКО" Группой "Мост", которую возглавлял известный олигарх и миллиардер Владимир Гусинский. А откуда брал деньги он? Попробуем рассказать и об этом.

НА СЛЕДУЮЩУЮ СТРАНИЦУ