Научные взгляды
Искусственный интеллект
Полагаю, что ключевой вопрос для
понимания проблемы создания искусственного интеллекта[1],
это признание или отрицание феномена свободы воли, свободы совершать те или
иные поступки[2]. Для простейших
существ – это активность. Полагаю также, что современная наука идет на поводу у
политиков и вопреки фактам и здравой логике пытается обосновать существование
феномена свободы воли. Действительно, все устройство человеческого общества исходит
из постулата свободы человеческой воли. Все гражданские отношения базируются на
тезисе о свободе заключать сделки и создавать своими действиями права и
обязанности. Юридические понятия правомерного или неправомерного поведения тоже
исходят из того, что человек сам регулирует свое поведение. За неправомерное поведение
человек может быть наказан, а за правомерное - вознагражден. Понятно, что в
такой ситуации крайне сложно ставить под сомнение тезис о свободе воли человека.
Ведь в таком случае ставятся под сомнение основы основ устройства человеческого
общества.
Однако феномен «свободы воли», хотя он
субъективно ощущается любым человеком, на самом деле пока так и не получил
внятного научного объяснения. Весь окружающий человека неживой мир зиждется на
принципе жесткой связи причины со следствием. А у живых существ этот принцип
нарушается? Почему? И в силу каких механизмов?
Однако как в таком случае можно
воспроизвести свободу воли при создании искусственного интеллекта, если
неизвестна природа этого явления? Я придерживаюсь позиций жесткого детерминизма
и исхожу из того, что живая и неживая материя имеет одну и ту же природу[3],
подчиняется одним и тем же законам. И то, что человеку кажется, будто он
свободен в выборе своего поведения, совсем не
означает, что так оно и есть на самом деле. Человек во многих случаях
оперирует понятиями, которые объективно существуют только в его мозге
(например, теплый, кислый, зеленый и т.д.) Человеческий мозг таким образом
«окрашивает» окружающий мир, облегчая возможность ориентироваться в нем. Не
исключено, что ощущение свободы воли имеет ту же природу – своеобразное
«окрашивание» процесса формирования причинно-следственных зависимостей,
приобретающих вид человеческих поступков.
Если отказаться от тезиса о
существовании свободы воли, то это влечет интересные последствия. В таком
случае создаваемые уже сейчас вычислительные машины в принципе ничем не хуже естественного
человеческого интеллекта. Они, однако, в отличие от человека, пока не настроены
на самозащиту и на самовоспроизведение. Тем не менее, и то, и другое не является
непреодолимым препятствием («серая слизь»). В таком случае можно считать, что искусственный
интеллект уж давно создан и существует в виде вычислительных машин, в том числе
объединенных в Интернет. Другое дело, что все эти ЭВМ пока не запрограммированы
на самоопределение, самозащиту, а также на самовоспроизведение.
Отношение к эволюционным теориям[4]
(биологическая эволюция)
Сомневаюсь, что на Земле имеет место
развитие всего живого от простого к сложному. Считаю малоубедительными доводы
тех ученых, которые говорят о самозарождении жизни на Земле. Полагаю, что
современные трактовки эволюционных теорий столь живучи не потому, что адекватно
объясняют происходившие и происходящие процессы в мире живого, а в силу
политических причин. Одна из таких причин - борьба светской власти против церкви
и религии. Если допустить, что жизнь на Земле не самозародилась и не
саморазвилась, то тогда серьезно укрепляются позиции религий, говорящих о сотворении
всего живого Богом. Кроме того, сама возможность существования какой-то высшей
силы серьезно ослабляет позиции светской власти. В таком случае население будет
не столь управляемо и не будет рассматривать светскую власть в качестве высшей
инстанции («Бог мне судья, а не вы»).
Придерживаюсь мнения, что эволюционные
теории живучи также в силу того, что в мире живых существ имеют место локальные
явления, необоснованно рассматриваемые эволюционистами как универсальное
правило. Так, несомненно, существует изменчивость и способность к
приспособлению к внешним условиям внутри каждого отдельного биологического вида.
Однако вряд ли правильно толковать это правило как универсальное (микроэволюция
и макроэволюция). Хотя в исключительных случаях межвидовые различия и могут
быть преодолены, однако это явно не является универсальным правилом эволюции
всего живого. Бесспорный факт, что в живой природе могут появляться новые
биологические виды, однако это явление не носит массового характера. Наоборот,
в настоящее время мы наблюдаем не столько появление новых видов, а стремительное
исчезновение уже существующих.
Полагаю, что процессы, происходящие в
мире живого, говорят не о совершенствовании и развитии отдельных биологических
видов, а скорее об их деградации, которая, однако, серьезно замедляется за счет
перемешивания генетического материала. Деградация также маскируется процессами
локального приспособления того или иного вида к изменяющимся условиям
существования.
Я предлагаю свою гипотезу возникновения
жизни на Земле. Сначала – естественное формирование кристаллических или жидких
структур, способных выполнять функции, схожие с функциями, например,
искусственных нейронных сетей или полупроводниковых сетей. Возможно, такие сети
способны к самонакоплению информации об окружающем мире, а также к самообучению
в определенных формах. В результате возможно естественное формирование систем,
способных не только воспринимать сигналы из окружающего мира, но и накапливать
и обрабатывать информацию, а в конечном итоге и активно воздействовать на
окружающий мир. Одна из возможных форм такого воздействия – создание мира живых
организмов. Может быть, этот процесс отдаленно напоминает уже освоенную
человеком генную инженерию. Если эта гипотеза верна, то мы имеем на Земле
эволюцию интеллекта, который создает и видоизменяет живые организмы. То есть
эволюция интеллекта – первична. А существование живых существ – вторично.
Естественный интеллект
Считаю, что естественный интеллект
вполне может быть смоделирован на основе существующих вычислительных технологий.
Придерживаюсь мнения, что между интеллектом
человека и интеллектом животных нет принципиальной разницы, а существуют в
первую очередь различные способности к формированию как менее сложной, так и более
сложной, более многоходовой модели окружающего мира[5].
Полагаю, что такие ментальные состояния, как творчество,
вдохновение, озарение, вполне моделируемы в рамках вычислительных процессов,
осуществляемых ЭВМ.
Определяю сопереживание как процесс
построения и оценки упрощенных моделей поведения других существ.
Рассматриваю сознание и самосознание[6]
как функции самоопределения, обособления и противопоставления себя окружающему
миру. Предлагаю модель, определяющую сознание как механизм простейшей
перепроверки со стороны (причем как правило в зрительных образах), процесса
обработки поступающей в мозг информации и принятия человеком решений.
Определяю ассоциативность как процесс
последовательной активации упрощенных моделей окружающего мира.
Невычислимость[7]
– сомневаюсь, что мозг человека осуществляет операции, имеющие принципиально
иную природу, нежели операции, осуществляемые ЭВМ (двоичный код, «да», «нет»).
Вместе с тем, полагаю, что человеческий мозг, в отличие от машины, не
осуществляет вычисления как таковые.
Инвариантные представления (абстрактные
образы) – полагаю, что современная наука приписывает человеку способности,
которых у него на самом деле нет. Человек решает задачи распознавания не за
счет сравнения оригинала с каким-то волшебным абстрактным образом, находящимся,
якобы, в его голове, а за счет комплексного применения следующих двух методов:
первый – использование способов упрощения и модификации воспринятого образа; второй
– сравнение с очень большим числом простейших образов, хранящихся в памяти.
Субъективно этот процесс воспринимается как операции с абстрактными понятиями.
Христианское учение о сотворении мира
Высказываю предположение[8],
что описываемый в Старом Завете процесс сотворения мира и грехопадения можно
одновременно рассматривать и как отражение реальных этапов формирования
естественного интеллекта человека. Полагаю, что в Книге Бытия в немного
иносказательной и в целом художественной форме, но описываются не столько
назидания, сколько последовательные этапы формирования естественного интеллекта
(интеллекта человека) - обособление человека от всего окружающего мира и
противопоставление человека окружающему миру, возникновение установки на
самосохранение, возникновение у человека сознания и самосознания, а также
ощущения свободы выбора. Понятия добра и зла при этом выступают всего лишь как средство
обеспечить самосохранение, не неся никакой нравственной нагрузки.
Международная безопасность
Считаю, что в международных отношениях сила стоит выше права[9]. Полагаю, что главенствующую роль в поддержании международного порядка (но не правопорядка!) играют именно силовые модели. Полагаю, что ошибочно ставить право выше силы. Это приводит к неспособности объяснить механизмы применения другими государствами силовых моделей поддержания международной безопасности, к неадекватной ответной реакции.Высказываю мнение, что многие ключевые проблемы, как в области международной военной безопасности, так и в области международной экологической безопасности во многом возникают в силу одних и тех же причин – недостатков человеческой личности, склонной к ошибкам и просчетам в планировании. Придерживаюсь точки зрения, что система поддержания международной безопасности в рамках ООН не заменила, а лишь частично модифицировала систему баланса сил.
[1] Искусственный интеллект: добро и зло как запретный плод (в соавторстве). М., ИТК «Дашков и Ко», 2011, 441 с.
[2] Там же, с.333-339
[3] Там же, с.339-342
[4] Там же, с.9-29
[5] Там же, с.267-275
[6] Там же, с.284-298
[7] Там же, с.300-306
[8] Там же, с.103-106, 202, 364-370, 378-391
[9]
«Военная
и экологическая безопасность. Международное право и сила. М., 1991»