Прогноз и самосохранение
Иногда можно услышать мнение, что знать что-либо – это составлять об этом предположение. Авторам данной книги представляется, что это не очень точное определение. Конечно, если мы говорим о предположении, значит имеем в виду какой-то образ или модель, хранящиеся в памяти. Однако "предположение" в таком случае не должно означать то, что мы называем прогнозом. Предположение – это не обязательно мнение о событии или предмете, касающееся будущего времени.
Прогноз – это все-таки предположение о чем-то, что должно или может произойти в будущем. Несомненно, что человек может составлять прогнозы. Наверняка и некоторые другие живые организмы могут предполагать, что именно, скорее всего, произойдет в будущем. Но можно ли говорить, что прогноз – это постоянная и одновременно непроизвольная часть нашего восприятия окружающего мира, нашего существования в этом мире? Конечно, когда мы ставим себе те или иные задачи, мы действительно, скорее всего, делаем какое-то предположение о перспективах как самой задачи, так и о перспективах ее выполнения нами. Но, похоже, что структура наших действий не всегда опирается на прогноз, осознанный или бессознательный. Поясним эту мысль следующим образом.
Для этого надо представить себе, почему, собственно говоря, человек не сидит на одном месте, а чем-то занимается. Что-то его постоянно толкает к деятельности, к поведению. Самый простой мотив, который приходит на ум, – это поиск пищи, а также желание отдохнуть, уснуть. Однако если задуматься, эти задачи представляют собой часть более общей задачи – выжить. Если сформулировать эту мысль в еще более общем плане, то нами руководит бессознательное или осознанное желание обеспечить самосохранение. Если бы его не было, мы бы не ели, не пили, не спали, не размножались. То есть достаточно быстро погибли бы. Однако этого не происходит. Точнее сказать, если это происходит, то соответствующая часть людей или других живых организмов просто погибает. Те же, кто остались в живых, руководствуются инстинктом самосохранения. Потому-то он и называется инстинктом, что присутствует с самого нашего рождения. Это требование к нашему поведению, заложенное в нас изначально. Другой вопрос, кем или чем заложено. Однако это условие несомненно присутствует с самого рождения. Как и некоторые другие наши способности, заложенные также с рождения и предназначенные для того, чтобы обеспечить выживание. Например, это способность дышать, глотать, смотреть.
Итак, условие сохранять самих себя заложено в нас изначально. Это жесткое правило, которому мы вынуждены следовать. Это то условие, которые мы сами если и можем изменить, то только усилием воли, с использованием сознательного плана. Например, в случае самоубийства или самопожертвования. А во всех остальных случаях мы поступаем сообразно этому правилу (инстинкту). Причем не всегда, надо полагать, должным образом это сознаем. Самосохранение предполагает выживание. Оно же в свою очередь делится на многочисленные подзадачи. Вот эти подзадачи мы, как правило, и имеем в виду. Поиск пищи, отдых. Но не только. Создание семьи предполагает размножение, то есть сохранение рода. Семья – это нередко более благоприятные условия для существования. Да и бесчисленное множество задач, которые мы ежеминутно себе ставим и которые с тем или иным успехом выполняем, – это часть общего задания на выживание. Задания, которое нам кто-то (или что-то) поставил и которое мы вынуждены выполнять, хотим мы того или нет.
Поиск удовольствий – это тоже часть задачи выживания. Написание диссертации направлено на улучшение нашего образа жизни. Или на улучшение условий существования группы лиц. А звонок другу? Если это удовольствие, то, конечно, выживание. А если необходимость, в том числе неприятная? Но ведь почему-то мы в этом случае звоним? Мы же имеем в таком случае какую-то причину для неприятного для нас звонка? Например, наша обязанность сообщить неприятную весть. Скорее всего, и в таком случае это часть задачи выживания. Просто мы осознанно или неосознанно, но совершаем неприятные для нас поступки, имея в виду при этом более отдаленную и общую задачу – выживание или просто более благоприятное существование.
А можем ли мы вести себя по иному, не преследуя в каждом отдельном случае достижение какой-то задачи? Например, сидим себе, отдыхаем, о чем-то раздумываем. Составляем себе прогноз о том, что может произойти через час. И приходим к выводу, что могут произойти неприятности, если мы не приготовим обед к приходу жены. Мы встаем и начинаем его готовить.
Все-таки у авторов данной книги никак не получается, чтобы у человека имелся осознанный или даже бессознательный прогноз без конечной задачи. В приведенном случае мы готовим обед, чтобы жена нас не ругала, чтобы мы поели. Иными словами, опять-таки мы добиваемся более благоприятных условий существования. То есть выживания. Даже если мы собираемся пожертвовать собой, все равно это происходит в силу каких-то причин. Мы хотим тем самым остановить наступление врага (амбразура), хотим, чтобы в результате нашей смерти кому-то жилось лучше. То есть хотим сохранения человеческого рода или по крайней мере своего племени. Если мы кончаем жизнь самоубийством, будучи не в силах переносить страдания, то в этом случае мы просто погибаем под давлением обстоятельств. Наша душевная боль непереносима. И она ничуть не лучше и не хуже боли, которую мы испытываем, если попадаем, например, в пасть к зверю. И в том, и в другом случае мы не выдерживаем неблагоприятной обстановки и погибаем. Мы бы и рады выжить, но условия складываются слишком неблагоприятно.
А может быть, если у нас имеется свобода воли, то прогноз неизбежен? Ну, разве что только в таком случае. Свобода воли предполагает, что мы можем ни с того ни с сего, без какой-либо причины принять решение что-то сделать. И вот в таком случае мы инстинктивно или осознанно оцениваем перспективы своей инициативы. Захотели и сделали, если такая оценка положительна.
Однако есть ли она в природе, эта свобода воли? Похоже, что ни из каких объективных обстоятельств она не следует. В пользу наличия свободы воли мы можем только сослаться на то, что нам кажется, что мы можем принять какое-то решение, которое возникло само по себе, просто потому, что мы так захотели. Однако тут нужно еще раз отметить, что нам субъективно много чего кажется. Более подробно вопрос свободы воли рассмотрен в других разделах данной книги, но и тут мы как авторы считаем уместным еще раз отметить, что сильно сомневаемся в объективном существовании такого явления.
Наверное, все-таки мы с вами по-другому существуем в окружающем нас мире. Есть конечная задача, к которой мы постоянно стремимся: жить лучше, выживать. В этой связи мы намечаем пути, как этого добиться. Часто при этом ошибаемся. Например, думаем, что если пьем спиртное, то улучшаем свое положение, так как испытываем эйфорию, а значит, улучшаем условия жизни. А иногда делаем это, потому что у нас возникает пристрастие к пьянству. Но в таком случае речь идет о том, что у нас бессознательно формируется иное правило поведения, противоречащее инстинкту выживания. В результате приема наркотика (спиртного) мы вырабатываем в своем мозге правило поведения, которое диктует нам в качестве конечной цели поиск такого наркотика и его употребление. Надо полагать, что можно в результате разных поступков и манипуляций «перебить» правило выживания и заменить его другим правилом, ведущим в конечном итоге к укорачиванию жизни и ухудшению условий существования. Но это не меняет сути ситуации – мы действуем всегда в силу внутренней установки, которой не можем противиться.
Вот еще один пример. Человек слушает знакомую музыку и при этом несомненно подсознательно готов в следующее мгновение услышать именно то, что слышит. Имеет ли в таком случае место бессознательный прогноз? Опять-таки вряд ли, что тут происходит процесс прогнозирования. Человек слышит часть музыки, слов песни, которую знает. И ассоциирует ее с моделью, образом этой песни, хранящимися в его памяти. Извлекает эту модель. И с этого момента ориентируется на ее ключевые элементы. То есть представляет себе эту песню. Это не прогноз о том, что будет спето дальше. Это извлечение из памяти и осознание модели, образа песни. Человек его осознает целиком, от начальных слов до самого последнего припева. По началу песни он опознает ее как всю песню. И с этого момента осознает все слова от начала до конца. Никакого тут прогноза относительно будущих слов нет. А есть извлечение из памяти всей песни по ее знакомому для нас куску.
Некоторые ученые полагают, что для того, чтобы делать прогнозы, надо сравнивать реальные события и ожидания. По их мнению, именно так действует механизм бессознательного прогнозирования в нашей голове. От органов чувств (например, от зрения) в низшую зону нашего мозга поступает набор сигналов – образ. Одновременно наш мозг из высших зон в ту же низшую зону спускает набор сигналов, представляющих собой наши ожидания, как именно будет дальше развиваться ситуация. При этом происходит, судя по всему, сравнение реальной ситуации и этих ожиданий. Является ли это основой для того, чтобы делать прогнозы? Что-то это не слишком очевидно. То, что спускается сверху, наше ожидание, оно и есть прогноз. А его сравнение с реальной ситуацией – это скорее основа для корректировки поведения, для корректировки направления дальнейших прогнозов.