Приветствую Вас, Гость

Оглавление

Заключение. Как быть дальше?

 

Рассуждения о детерминизме, отсутствии свободы воли и о предопределенности всего сущего подводят к тяжелому выводу, что ничего от нас с вами не зависит, даже в самых мельчайших деталях. Ничего мы не можем по своей воле поменять, как бы нам ни казалось, что это возможно. Все в окружающем нас мироздании как было и развивалось до нас, так будет и дальше развиваться. А мы с вами лишь маленькие винтики в этой машине, которым не дано ни на что повлиять ни при каких обстоятельствах.

Какой же из этого вывод? Не надо ничего делать, бессмысленно за что бы то ни было бороться? Что будет, то и будет, и нам не дано это изменить? Действительно, что изменится от того, что мы с вами будем напрягаться и пытаться что-то создать? Если напрягаемся, то это результат определенных причин, а мы лишь их механическое следствие. Может, лучше и легче ничего не делать, а отдаться на волю судьбы?

Формально говоря, скорее всего, все именно так и обстоит. Однако все-таки чуть-чуть не совсем так. Помимо всего прочего также объективно существует наше субъективное ощущение, что мы обладаем свободой воли, подобны Богу и можем сами в какой-то мере влиять на свою судьбу и даже в чем-то – на развитие окружающего мира. Никто ведь не будет спорить, что такое ощущение у человека существует? Но в таком случае этот фактор тоже надо учитывать. Если такое субъективное ощущение имеется, значит, с ним надо считаться, его тоже надо принимать во внимание. Оно, это мнимое ощущение свободы, – это тоже часть объективной реальности.

Что это меняет? Надо полагать, не следует бороться с тем, что объективно существует. Хотя бы и только в наших ощущениях. Если имеется чувство, что мы сами себе хозяева, значит, с этим чувством надо считаться. Надо поступать так, как подсказывает наш внутренний голос. Иными  словами, как мы с вами жили, полагая, что можем что-то изменить и на что-то повлиять, так и надо продолжать жить. Именно так мы созданы и именно такие чувства в нас и запрограммированы. Чего же этому противиться? То есть в повседневной жизни можно ничего не менять. Если есть желание бороться за свое счастье, за любовь, за карьеру и деньги, значит, именно так и надо поступать. Именно это и предопределено всем ходом предыдущей истории. И не надо это отвергать. Но если кому-то не хочется ничего делать, пусть отдыхает хоть всю жизнь. Это тоже результат каких-то первопричин и предыдущих событий, которые и привели к такому итогу.

Наверное, можно было бы счесть такой подход двойным стандартом. Человечество нередко применяет такой двойной стандарт, причем как в повседневной жизни, так и в больших делах, например, в международных отношениях, во внутренней политике. Обычно двойной стандарт предполагает что-то плохое, отрицательное, какое-то вранье. Но мы, во-первых, не считаем, что двойной стандарт в политике – это обязательно плохо. Иногда плохо, а иногда и не очень. Во-вторых, в данном случае вряд ли вообще возможно обойтись без двойного стандарта. Ну, не отменять же в конце концов все наши внутренние ощущения, весь субъективный механизм восприятия окружающего мира? Видимо, так поступать было бы не очень разумно. Как мы ощущали себя и все вокруг нас, так и надо продолжать ориентироваться на эти чувства. В любом случае вряд ли нам под силу отменить наше внутреннее устройство, которое задает нам образ нашего поведения и весь набор наших ощущений.

А с другой стороны, нельзя же при принятии важных решений исходить из неверных установок. Например, при формировании научной модели развития цивилизации было бы оправданно не поддаваться своим чувствам, а относиться к ним критически. Если человечество планирует существовать долго и счастливо, то в таком случае ему нужно пользоваться реальными законами окружающего мира, а не теми кажущимися нам реальностями, которые на поверку оказываются мифами, то есть искаженной до неузнаваемости реальностью.

Тут нет никакого противоречия, хотя, конечно же, присутствует двойной стандарт. Мы пользуемся огромным количеством вещей, не вдумываясь в то, как они были созданы и как они на самом деле существуют. Мы называем свой автомобиль ласточкой и в чем-то рассматриваем его как почти живое существо. Хотя на самом деле это двигатель внутреннего сгорания и корпус, рассчитанный так, чтобы уменьшить лобовое сопротивление, вес, а также повысить жесткость и шумоизоляцию. Но когда мы летим на своей ласточке, мы не думаем об этих технических сторонах автомобиля. Мы просто наслаждаемся быстрой ездой, вот и все. И не надо ничего в этом менять. Пусть ученые и технари вникают в сложности детерминизма и создают на основе своих знаний прекрасный мир, которым мы наслаждаемся. Они знают истинное положение вещей. Мы тоже знаем, но не пытаемся изменить свою человеческую натуру, которая почему-то предполагает, что все мы немножко боги.

Авторы данной книги должны отметить, что они в своей личной жизни в чем-то детерминисты, а в чем-то вопреки всему считают себя обладателями свободы воли. Точнее сказать, мы почти во всем считаем, что можем изменить свою судьбу. И почти во всем действуем как существа, имеющие духовную жизнь, не связанную жестко с материальным миром. По крайней мере, нам так субъективно кажется, и мы с этим чувством не боремся.

 Однако такого подхода мы придерживаемся не во всем. В некоторых вопросах мы иногда отдаемся на волю волн. Например, покупая и продавая те или иные акции на бирже. Что написано на роду, то и случится.

Авторы видят силу детерминизма в том, что благодаря ему можно более стойко подходить к событиям, которые принято считать неприятностями. Если исходить из того, что мы можем на что-то повлиять, то в таком случае проблемы и неприятности особенно неприятны. Ведь в таком случае мы предполагаем, что могли бы поступить иначе, и проблем бы не было. Но вот ошиблись, сделали что-то не так, а в результате имеем то, что имеем: горести и беды. То есть мы сами виноваты в своих неприятностях.

Но если судьба неизменна, то в таком случае нечего и печалиться. Если на роду написано, что в какой-то ситуации будут убытки, то так тому и быть. Погорели – и не будем плакать. Сейчас проиграли, а завтра в три раза больше выиграем. Если все предопределено, то нет необходимости казнить себя за неверные поступки и пенять на несправедливость судьбы. Слава Богу, что мы вообще родились на свет и стали свидетелями великого чуда – осознания человеком себя и окружающего мира. Наверное, это самое прекрасное, что мы имеем, самое ценное и необычное. Могло бы быть лучше? Могло. Но могло бы быть и хуже. Так что будем счастливы и довольны тем, что имеем. А если получим что-то большее, то будет лишний повод для радости и хорошего настроения.